Спектральный и Пороговый шумодав в рациях 27 Мгц
- Андрей.В.М
- Сообщения: 504
- Зарегистрирован: 18 дек 2012, 20:47
- Позывной ПАРК59: Моряк
- Рация: MJ-600, Lemm 2001 Turbo
- Авто: Lada PRIORA
- Номер клубной карты: 0
Спектральный и Пороговый шумодав в рациях 27 Мгц
Так исторически сложилось, что на аппаратуре связи гражданского диапазона испокон ставили пороговый шумодав.
Однако в профессиональной связи применялся совсем другой принцип шумоподавления. Если открыть шумодав в отсутствии полезного сигнала, мы услышим сильный шум с обилием высокочастотных составляющих. Однако если полезный сигнал появится, то высокочастотные составляющие пропадут. Как правило, частотный диапазон речевого сообщения ограничен сверху 3-4 кГц. То есть, для того, чтобы разобраться, когда настало время открывать шумодав, достаточно лишь контролировать появление-отсутствие в звуковом сигнале высоких частот, и если их будет меньше определенного порога, шумодав надо открыть. Если же все-таки больше - то закрыть обратно. Поведение радиостанции с таким шумодавом при езде по городу можно описать следующим образом: представьте себе, что Вы прикупили в магазине хорошо дрессированного чертика, посадили его на занюханный Alan или Maycom, и сей чертик стал постоянно регулировать вам пороговый шумодав. То есть, непрерывно, в течение всего времени работы радиостанции. И всегда поддерживать уровень открывания шумодава в некой оптимальной точке, где отношение "сигнал-шум" имеет определенное значение.
1. На практике, до ручки, управляющей автоматом, приходится тянуться раз в 50-100 реже, чем до ручки порогового шумодава.
2. Затянутый по ошибке до упора ручки, автомат сократит дальность приема Вашей радиостанции процентов на 20 и даст знать о вашей ошибке тем, что корреспонденты, которых Вы слышите, начнут "икать". Пороговый же шумодав в этом случае сократит вашу дальность по приему раз в 50, а узнаете Вы о своей ошибке только после того, как Вам об этом сообщат по телефону.
3. Слабый сигнал, который автомат расценит как полезный, ручкой регулировки затяжки автомата Вы задавить не сможете.
Спасибо администрации сайта http://forum.ci-bi.ru/ за предоставленные материалы.
Принцип его работы заключается в том, что когда уровень сигнала на рабочей частоте выше установленного ручкой, динамик начинает звучать. Если ниже - звука не будет. Совершенно не важно, полезный сигнал или шум откроет или не откроет шумодав. Въехал под высоковольтку - и рация зашумела призывно и гадко. Смотришь на S-метр - шумов баллов на 9. Затянул шумодав, чтоб не орало, выехал из-под высоковольтки - и никто тебя не беспокоит, потому что перетянутый пороговый шумодав открыть можно будет только сигналом сильнее, чем та высоковольтка в антенне наводила. Можно отъехать от высоковольтки туда, где шумов нет почти совсем, и, если в этот момент открыть пороговый шумодав, уверенно общаться с корреспондентом, который проходит на 1-2 балла. Но для этого нужно снова крутить ручку. При езде по городу с обилием троллейбусов, высоковольток и прочей радиочастотной дряни ручку нужно либо крутить все время, либо надеяться на то, что кому надо - доорутся.Однако в профессиональной связи применялся совсем другой принцип шумоподавления. Если открыть шумодав в отсутствии полезного сигнала, мы услышим сильный шум с обилием высокочастотных составляющих. Однако если полезный сигнал появится, то высокочастотные составляющие пропадут. Как правило, частотный диапазон речевого сообщения ограничен сверху 3-4 кГц. То есть, для того, чтобы разобраться, когда настало время открывать шумодав, достаточно лишь контролировать появление-отсутствие в звуковом сигнале высоких частот, и если их будет меньше определенного порога, шумодав надо открыть. Если же все-таки больше - то закрыть обратно. Поведение радиостанции с таким шумодавом при езде по городу можно описать следующим образом: представьте себе, что Вы прикупили в магазине хорошо дрессированного чертика, посадили его на занюханный Alan или Maycom, и сей чертик стал постоянно регулировать вам пороговый шумодав. То есть, непрерывно, в течение всего времени работы радиостанции. И всегда поддерживать уровень открывания шумодава в некой оптимальной точке, где отношение "сигнал-шум" имеет определенное значение.
1. На практике, до ручки, управляющей автоматом, приходится тянуться раз в 50-100 реже, чем до ручки порогового шумодава.
2. Затянутый по ошибке до упора ручки, автомат сократит дальность приема Вашей радиостанции процентов на 20 и даст знать о вашей ошибке тем, что корреспонденты, которых Вы слышите, начнут "икать". Пороговый же шумодав в этом случае сократит вашу дальность по приему раз в 50, а узнаете Вы о своей ошибке только после того, как Вам об этом сообщат по телефону.
3. Слабый сигнал, который автомат расценит как полезный, ручкой регулировки затяжки автомата Вы задавить не сможете.
Спасибо администрации сайта http://forum.ci-bi.ru/ за предоставленные материалы.
******ВЕЖЛИВЫЙ ВОДИТЕЛЬ******
не все сразу становятся радиолюбителями,
вначале все экспериментаторы!

не все сразу становятся радиолюбителями,
вначале все экспериментаторы!


- Sever9
- Администратор
- Сообщения: 1571
- Зарегистрирован: 20 фев 2012, 16:18
- Позывной ПАРК59: Север-9
- Рация: MegaJet-600, Lemm 2001 Turbo
- Авто: Renault Logan
- Номер клубной карты: 0
- Р/Л позывной: R9FAT ex_UH9FAJ
- Откуда: Пермь
Re: Спектральный и Пороговый шумодав в рациях 27 Мгц
Полезно!
Спасибо Андрей!
Спасибо Андрей!
Позывной: Север-9
"Север"— советская переносная коротковолновая радиостанция, широко применявшаяся во время Великой Отечественной войны.
"Север"— советская переносная коротковолновая радиостанция, широко применявшаяся во время Великой Отечественной войны.
- Виктор ВК
- Сообщения: 1412
- Зарегистрирован: 06 ноя 2012, 21:15
- Позывной ПАРК59: СиБиРЯК
- Рация: optim apollo rev.2,5, alinco 430
- Авто: лада калина
- Номер клубной карты: 0
- Р/Л позывной: UB8FBC
- Контактная информация:
Re: Спектральный и Пороговый шумодав в рациях 27 Мгц
Все классно и очень доходчиво расписано. Но есть вопрос, как приладить этого "дрессированного чертика" к нашим далеко не совершенным рациям, которые опытные радиолюбители называют попросту балалайки
??? Что нужно для такой модернизации (только без фраз - купи крутую рацию за много много денег)? И вообще, реально ли это сделать?

- сергей 463
- Сообщения: 505
- Зарегистрирован: 12 мар 2013, 18:07
- Позывной ПАРК59: tranzit
- Рация: mj800,mj300
- Авто: ford tranzit, ЗИЛ157
- Номер клубной карты: 0
- Откуда: Пермь Мотовилиха Костарево
Re: Спектральный и Пороговый шумодав в рациях 27 Мгц
и мне и другим я думаю точно интересно.Виктор ВК писал(а):Все классно и очень доходчиво расписано. Но есть вопрос, как приладить этого "дрессированного чертика" к нашим далеко не совершенным рациям, которые опытные радиолюбители называют попросту балалайки??? Что нужно для такой модернизации (только без фраз - купи крутую рацию за много много денег)? И вообще, реально ли это сделать?
доброго пути по шершавинькой
-
- Сообщения: 38
- Зарегистрирован: 06 ноя 2013, 00:25
- Позывной ПАРК59: Хьюстон
- Рация: Megajet MJ-650/Sirio T3 27, Yaesu vx-6r
- Авто: KIA
- Номер клубной карты: 0
- Р/Л позывной: UB8FAH
- Откуда: Пермь
- Контактная информация:
Re: Спектральный и Пороговый шумодав в рациях 27 Мгц
Отличная статья по шумодавам и особенностям некоторых мегаджетов в 15 AM канале
http://radiochief.ru/radio/megajet-mj-3 ... davitelej/
http://radiochief.ru/radio/megajet-mj-3 ... davitelej/
- Виктор ВК
- Сообщения: 1412
- Зарегистрирован: 06 ноя 2012, 21:15
- Позывной ПАРК59: СиБиРЯК
- Рация: optim apollo rev.2,5, alinco 430
- Авто: лада калина
- Номер клубной карты: 0
- Р/Л позывной: UB8FBC
- Контактная информация:
Re: Спектральный и Пороговый шумодав в рациях 27 Мгц
Уффф век живи, век учисьGudzon писал(а):Отличная статья по шумодавам и особенностям некоторых мегаджетов в 15 AM канале
http://radiochief.ru/radio/megajet-mj-3 ... davitelej/